Пять вопросов главному редактору православного издательства «Свод» Ларисе Хоменко

Пять вопросов главному редактору православного издательства «Свод» Ларисе Хоменко

Теги: Редактор говорит

 

— Почему вы решили издавать детские книги? До этого «Свод» успешно выпускал календари, ежедневники, карты храмов и монастырей. Что изменилось в вашей работе?
— На самом деле, здесь все логично, это просто этап развития. Наш первый иллюстрированный календарь «Отцы Печерские» возник из желания рассказать о преподобных так, как родитель будет говорить с ребенком. Ведь святой Нестор Летописец в Печерском патерике обращается ко взрослой аудитории, и для детей фактически нужен «перевод на детский язык». А детский язык — это в первую очередь иллюстрация. Нарисованного героя ребенок сразу впускает в свой мир и готов вести с ним диалог.

К изданию календарей нас привело желание привнести в жилище семьи некий визуал, эстетику, способную быть формирующей для ребенка. Так появились «Православие в живописи», «Любовь и согласие», «Детство золотое»... Тематический календарь — очень удобный формат, информационная площадка с неким «зашифрованным посланием». Давайте честно признаемся: мы не так часто идем семьей в музей, и соприкосновение с настоящим искусством в повседневной жизни — это, скорее, предмет везения. И наши традиционные ценности оказываются вытесненными другой культурой и другой эстетикой, которая сегодня вхожа в наши дома через экран смартфона. И, что грустно, конкуренции ей нет.

Так вот, календарь, который скромно висит на кухне и в котором каждый месяц сменяются не только даты и праздники, но еще и появляется новая картина «из прошлого» — становится культурным феноменом. М. В. Нестеров, Н. П. Богданов-Бельский, Н. К. Пимоненко, И. С. Ижакевич, Ф. В. Сычков — это же целый мир, путешествие не только вглубь истории живописи, но и в свою глубину. И ведь ничего особенного не происходит: просто висит себе календарь на кухне, где семья собирается день за днем...

— Какой, по-вашему, должна быть хорошая детская книга?
— Красивая и живая. Её хочется взять в руки и с ней не охота расставаться. Это банально звучит, но хорошая детская книга — это друг для ребенка. У нее есть свое лицо, свой характер, он хочет к ней возвращаться. У каждого в детстве была такая книга, затертая до дыр и многажды реставрированная мамой.

Хороша та книга, которая интересна не только родителю. У нас, православных, есть установка на воспитательную миссию книги. И это здорово, но давайте разберемся, как эта миссия реализуется. В храмах часто можно встретить издания, даже хорошо проиллюстрированные, но с неживыми героями. Мы читаем о «правильных» героях, которые всегда совершают «правильные» поступки. Создавая (покупая) такой продукт, мы автоматом решаем для себя вопрос христианского воспитания. Но если рассказ, пусть очень православный по содержанию, не содержит художественной правды, если автор с читателем лукавит, — ребёнок это почувствует, и будет больше вреда.

Художественность текста, безусловно, очень важна. Иногда лучше обратиться к классикам, у которых можно в изобилии черпать «хорошее, доброе, вечное». Но нужны и талантливые современные авторы, нужны и актуальные форматы подачи информации. Дети сейчас требовательны и разборчивы. Если раньше достаточно было хорошей картинки, чтобы привлечь ребенка, то сегодня книга должна быть более игровой, интерактивной, и тут в ход идет все: наклейки, вопросы, задания, сюжеты, которые нужно дорисовать, истории, которые нужно дописать...

И православным издателям, которые ставят перед собой цель привить ребенку традиционные ценности, нужно не стесняться использовать эти форматы, учитывать образ мышления и восприятия сегодняшних детей.

— Сейчас и дети, и взрослые всё меньше читают бумажные книги, которые почти вытеснил экран. Это дёшево, удобно и современно. Как вы думаете, в чём существенное отличие чтения с электронного устройства от чтения с бумаги?
— Я тоже пользуюсь и электронной книгой, и смартфоном. Едешь с метро, читаешь или слушаешь аудиокнигу. Безусловно, бумажная книга сдала позиции, это объективный факт, и тут нет трагедии. Но книга не сможет просто исчезнуть, она же настоящая! Виртуальная реальность сильна, но на фоне её засилья всё более ценным становится взаимодействие с осязаемым предметом. Бумажная книга есть здесь и сейчас, с ней вступаешь в отношения не только виртуально, но и телесно. Так же с открытками. Удобно ведь и ненакладно делиться картинками в телефоне, но от этого уже все устали, и они превращаются в инфомусор. А если вы получите по почте бумажную открытку, в этом есть реальное тепло общения. Исчезновение бумажной книги будет означать потерю каких-то красок и объема в нашем привычном мире, особенно в детском. Поэтому, я уверена, от книг мы никогда не откажемся.

— К Пасхе вы подготовили три детских издания. Чем они интересны?
— Это сборник пасхальных рассказов писателей-классиков «Увидеть Воскресение» и две оригинальных раскраски: «Как в старину Пасху праздновали» и «Паломничество в Киево-Печерскую Лавру».

Два пасхальных издания связаны не только праздничной тематикой. В них мы постарались показать Пасху времен наших прапрапрабабушек и прапрапрадедушек. Тема одна, форматы разные. В рассказах мы окунёмся в атмосферу детства С. Т. Аксакова, В. Г. Короленко, И. С. Шмелева и других любимых нами писателей. Они, как очевидцы, делятся переживаниями той самой «своей» Пасхи. Эти рассказы хороши для чтения всей семьей. Казалось бы, это все о давно забытом старом времени, и стилистика местами совсем непривычна слуху. Ведь никто уже так не говорит, например: «Это расстраивало сон моей матери» (С. Т. Аксаков). Но если мы преодолеем этот небольшой барьер, то попадём в удивительный мир... Я на себе это ощутила. Там хочется быть и сопереживать героям пасхальных историй, и что-то из этого колорита мы навсегда утратили...

Книгу с рассказами проиллюстрировала художница Алина Сканцева. Это не детские иллюстрации, у нас была задача передать настроение: просыпающаяся природа, тишина Страстной седмицы, трепетное ожидание Пасхи, само торжество Светлой заутрени... Кажется, художнику это удалось.

Пасхальная раскраска — и о самой Пасхе, и о традициях празднования. На 16-ти страницах отрисованы сюжеты, начиная от Вербного Воскресенья до Фоминой недели. В качестве референсов мы взяли дореволюционные открытки и картины XIX века с соответствующими сюжетами. Это интерактивная раскраска, там есть вопросы, задания и наклейки.

Почему про старину? Да просто чтобы напомнить о том, что мы, живущие сейчас, не из воздуха появились, как Чеширский кот. Сейчас я вижу по детям, как их умы легко перенастраиваются под чужой культурный код. С одной стороны, выход в другое культурное пространство — это возможность всестороннего развития, а с другой — потеря связи со своими корнями и утрата ценностных ориентиров. Нужно постоянно вспоминать о том, кто мы есть. Если что-то для наших предков было важно и священно, возможно, это и для нас имеет значение.

Раскраска про Лавру — это огромный плакат метровой ширины. Выполнена она в популярном сейчас стиле «виммельбух»: это когда пространство мелко прорисовано. Дети любят рассматривать всё в деталях, с помощью «виммельбуха» ребёнок с удовольствием познаёт мир.

Мне, как маме и издателю, захотелось в таком нескучном формате рассказать детям о нашей святыне, о том, что лично мне дорого. Поэтому поставлена была задача не только отрисовать архитектуру (хотя она сама по себе очень красива), но передать особую атмосферу этого места, рассказать, что там происходит. Трудники, работающие в саду, паломники у Ближних пещер, экскурсовод со школьниками, владыка, благословляющий прихожан, монахиня с книгой, туристы, родители и дети. Кто-то несет водичку от колодцев святых Антония и Феодосия, кто-то покупает лаврскую пиццу... Есть даже павлины, птички, и Днепр с корабликом. Художник создал некое живое пространство, куда ребёнок может попасть и захотеть возвращаться снова и снова. Этот плакат можно раскрашивать всей семьей: малышам — небо и тучки, старшим — героев и персонажей, родителям больше подойдут архитектурные детали. Интересно будет вместе подумать над вопросами, а также поиграть в «находилки». Кстати, разрисованный плакат прекрасно впишется в интерьер детской комнаты.

— Сейчас дети всё меньше читают, ведь есть занятия интереснее — компьютерные игры, интернет... И у многих родителей возникает по этому поводу беспокойство и закономерный вопрос: как помочь детям полюбить книгу? Почему это так трудно сделать даже профессиональным педагогам? Что будет с ребёнком, который не прочитал в детстве нужных книг (как пел Владимир Высоцкий)? Какой ваш совет на этот счёт?
— Какой рецепт? Наверное, первый ингредиент — нужны эти самые красивые, умные и интересные книги, о которых мы говорим и которые хотим издавать. Родителям нужно обращать внимание на качество книги, иллюстрации, текста.

Второе, самое важное, — это чтение родителей вместе с детьми. Это прям-таки сакральный момент, как по мне. Вечером папа или мама берет книгу и читает ребенку, даже если тот еще не говорит. Дети обожают такие минуты. Когда ребёнок постарше, интересно вместе обсудить прочитанное. У родителей часто не хватает на это времени, но это того стоит.

Третий ингредиент — самому полюбить чтение, сбавлять время от времени темп жизни, останавливать постоянный бег, искать моменты тишины. Читать книгу — это позволить себе нырнуть в какое-то иное пространство, где времени нет, а есть смыслы. Когда мы бежим по жизни, то можем только бросить книгу ребёнку и сказать — читай. Но это так не работает. Нужно внутренне остановиться и уделить время сыну или дочери, пока они ещё нас слушают.

 

Беседовал Олег Карпенко, специально для "Фома в Украине"

Комментарии ()

    Оставить отзыв

    Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Введите сумму 9 + 5